Как создается натуральная косметика

Как создается натуральная косметика

Как выбрать натуральную косметику, подходящую именно моей коже? Как применять ее, чтобы польза была максимальной? И, наконец, как отличить действительно натуральные средства от ловкой имитации? Потребители часто задают эти вопросы, но ответы найти не так уж просто: доступные сведения нередко оказываются поверхностными или противоречивыми. Самая достоверная и полная информация — в новой книге «Натуральная косметика от А до Я».

Редакция «Живи в гармонии»  |  16.02.2018


РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ: ВЫРАЩИВАНИЕ, СБОР, ПОДГОТОВКА

Большая часть исходных материалов, используемых при производстве натуральной косметики, имеет растительное происхождение. Чтобы обеспечить себя высококачественным сырьем, компании-производители сами активно формируют свою сырьевую базу. Для этого они не только покупают растительные материалы и полуфабрикаты у международных посредников, но и выстраивают модели партнерства с фермерами и сельскохозяйственными коммунами по всему миру, заключая с ними прямые контракты. Контрактное фермерство — это стратегия, в которой обе стороны оказываются в выигрыше: производитель получает необходимое количество сырья с нужными характеристиками, а при этом многие люди в развивающихся странах обеспечиваются занятостью и доходом. 

Значительное количество сырья для производства натуральной косметики поставляют фермы и сообщества, работающие по правилам Fair Trade (справедливой торговли). Это глобальное социально-экономическое движение зародилось в Великобритании несколько десятилетий назад, а сегодня оно объединяет более 1,5 миллионов участников в 74 странах. Принципы Fair Trade просты: отдавать предпочтение растениям, выращенным экологическими методами в небольших местных хозяйствах, предлагать за качественный товар справедливую цену, гарантировать рабочим приемлемые условия труда и достойную оплату, исключить все виды дискриминации и насилия, отказаться от принудительного и детского труда, обеспечить экономию природных ресурсов и охрану окружающей среды, вести экологическое просвещение. 

Показатели качества растительного сырья могут колебаться от самого высокого — органического — до обычного, получаемого при стандартных методах культивации. Некоторые растения можно собирать в дикой природе в соответствии с рядом жестких критериев (экологическая чистота местности, безвредность сбора для растительной популяции и окружающей среды в целом, предпочтение ручных методов сбора и т. д.). Например, рецептуры натуральной косметики Khadi (Германия) включают аюрведические травы. Они выращиваются или собираются в дикой природе индийскими крестьянами, которые работают в соответствии с принципами Fair Trade.

ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИКА? 

В XX веке человечество смогло победить одну из самых больших угроз — угрозу голода. Чтобы увеличить объем производимого продовольствия, сельское хозяйство практически повсеместно перешло на индустриальные методы: поля и фермы укрупнялись, засаживались монокультурами и обрабатывались механизмами. Для борьбы с вредителями и болезнями растений стали широко применяться химикаты, а в почву ежегодно вносились огромные объемы минеральных удобрений. Для выращивания на таких полях-комбинатах наиболее удобными оказались растения с заданными свойствами, которые обеспечивались путем генной модификации. 

Через несколько десятилетий стало ясно, что масштабная агроиндустриализация привела к ряду негативных последствий. Большие дозы минеральных удобрений вызывали гибель экосистем, образуемых почвенными бактериями и грибами. Почвы теряли плодородие, а выращенные на них растения стали безвкусными и содержали меньше витаминов. В условиях монокультурных посадок свирепствовали болезни, а вредители быстро эволюционировали и стали устойчивыми к действию пестицидов. 

Постепенно в сельском хозяйстве набирало силу органическое движение. Оно выступало за выращивание продовольствия только экологически чистыми методами. Иногда это означало возврат к кустарному, «дедовскому» фермерству, а иногда требовало использования самых инновационных технологий. Так, органическое сельское хозяйство предполагает использование природных удобрений (например, компоста) и отказ от монокультурных посадок. Предпочтение отдается симбиотическим растительным сообществам, в которых растения усиливают друг друга. Для защиты растений от болезней и вредителей применяются биологические методы — посадка растений, отпугивающих насекомых, и привлечение птиц. Обработку, прополку, сбор урожая и транспортировку строгие органисты проводят вручную, с помощью тягловых животных или с использованием «зеленых» механизмов, которые работают на биотопливе или получают энергию от солнечных батарей или ветрогенераторов. 

Растения, выращенные в таких условиях, отличаются от обычных: они здоровее, крепче, у них более высокий иммунитет, они гораздо богаче биологически активными комплексами. Хотя органическая продукция имеет более высокую себестоимость, но зато на рынке она ценится гораздо выше, чем рядовые сельхозкультуры, но только в случае, если доказано ее соответствие органическим нормативам. Для проведения органической сертификации в разных странах создано множество государственных и независимых организаций, которые инспектируют органические фермы и контролируют весь их производственный цикл. В современных европейских нормативах для обозначения органического качества растений часто используется термин «контролируемое биологическое выращивание» — kontrolliert biologischer Anbau (сокращенно kbA). 

В косметических продуктах испанской компании Cosmoetica используются растительные ингредиенты только органического происхождения — экстракты и масла шалфея, тимьяна, розмарина, лаванды, лимона, апельсина, перечной мяты и других растений. Они поступают из органической агролаборатории Хозенеа, которая расположена неподалеку от производственного цеха в окрестностях города Памплона. Соответствие сырья органическим стандартам удостоверяется сертификатами Совета региона Наварра по экологическому сельскому хозяйству. 

Существует растительное сырье, которое принято считать неэкологичным. В первую очередь это касается пальмового масла. В течение десятилетий для создания крупномасштабных плантаций масличной пальмы были варварски уничтожены огромные площади девственных тропических лесов Индонезии и Малайзии. Поэтому многие производители натуральной косметики вообще предпочли отказаться от использования пальмового масла, хотя оно является прекрасным косметическим ингредиентом, хорошо совместимым с кожей. К тому же пальма очень экономична, поскольку дает гораздо больше масла, чем другие масличные культуры. 

Сейчас репутация пальмового масла постепенно начинает восстанавливаться — для этого создаются плантации нового органического типа. При таком способе выращивания соблюдается ряд ограничений, в частности, пальма не образует сплошные посадки, а чередуется с другими сельскохозяйственными культурами. Это повышает иммунитет отдельных растений и снижает необходимость их обработки препаратами от вредителей и болезней. 

В состав твердых сортов натурального мыла Speick входит пальмовое масло нового поколения, имеющее сертификат FONAP – форума по экологичному производству пальмового масла. Эта организация разрабатывает принципы устойчивости для культуры масличной пальмы и стремится, чтобы ее посадки благоприятно влияли на экономику и природу тех регионов, где она выращивается. 

ФИЗИКА И ХИМИЯ, ПЕРЕРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО

В зависимости от условий конкретного региона, качества почв, методов ухода или сезонных климатических колебаний растения могут содержать неодинаковое количество биологически активных веществ. Урожаи трав и плодов в разные годы дают сырье большей или меньшей насыщенности, ценности и ароматики — точно так же, как для виноделов бывают более или менее удачные сезоны, дающие вино разного вкуса. 

Производители натуральной косметики должны учитывать этот фактор. В частности, в зависимости от свойств каждой партии сырья может немного модифицироваться рецептура и технология производства продукта. Для обычной косметики на базе синтетических химикатов используется искусственное сырье, чьи свойства всегда неизменны. Это упрощает и удешевляет производство, поскольку позволяет ограничиться несколькими рецептурами основы, варьируя лишь активные добавки, красители и ароматизаторы. С натуральной косметикой такое упрощение невозможно. В ее производстве необходимо использовать более сложные технологии, которые позволяют компенсировать колебания качества сырья. 

Итак, растительные материалы собраны и доставлены на фабрику. Здесь они измельчаются и перерабатываются таким образом, чтобы их биологически активные вещества перешли в доступную и концентрированную форму. Для этого применяется множество различных методов. Часть из них — холодный или горячий отжим, отваривание, центрифугирование, паровая дистилляция — предполагает лишь механическое или термическое воздействие. Некоторые физические методы, например, радиационное воздействие, не применяются для производства натуральной косметики. 

Для создания аюрведической косметики Khadi используются самые бережные традиционные методы обработки растений, например, длительное вымачивание без нагревания. Это позволяет перевести в раствор весь богатый букет растительных компонентов, действующих в синергии друг с другом. 

В косметическом производстве широко распространены и химические методы переработки растений. Международные системы натуральной сертификации четко определяют набор химических преобразований, допустимых при производстве натуральной косметики. Конечный косметический продукт не должен содержать химически модифицированных веществ, которые могут быть потенциально вредными для человека или окружающей среды. Например, стандарт Natrue допускает лишь следующие химические реакции: гидролиз (включая омыление), нейтрализация, конденсация, этерификация, трансэтерификация, гидрирование, гидрогенолиз, дегидрирование, гликозидирование, фосфорилирование, сульфидирование, ацетилирование, амидирование, окисление и пиролиз. 

Ответственные производители сегодня обращают большое внимание на экологические производственные факторы, стоимость транспортировки сырья и готовой продукции и т.д. Для подсчета количества парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу при получении того или иного продукта, сегодня используется комплексное понятие «углеродный след» - оно позволяет количественно оценить влияние производства на окружающую среду. Благополучие и удовлетворенность персонала также рассматривается как важный фактор социальной экологии. 

Производители натуральной косметики стремятся сохранить максимум полезных веществ и обеспечить их химическую стабильность, для чего каждая компания разрабатывает собственные ноу-хау. Как правило, внутренние стандарты качества и чистоты, применяемые в компаниях, во много раз строже, чем общеевропейские нормативы. В ходе изготовления косметического продукта он проходит многократные проверки системами электронного контроля, что дает возможность очень точно управлять производственными процессами. Производители внимательно следят за экологической чистотой производства, а также прикладывают много усилий для обучения, мотивации и социальной интеграции своих сотрудников. 

УПАКОВКА ПО «ЗЕЛЕНЫМ» ПРАВИЛАМ

Любой крем или шампунь нуждается в упаковке для защиты от разрушительного воздействия кислорода и солнечных лучей. Упаковка также должна быть химически инертной и обеспечивать удобство использования косметики - для большинства людей тюбик предпочтительней, чем баночка, а наиболее комфортен флакон с помпой. Наконец, упаковка играет важную роль в процессе продажи: ее дизайнерское оформление привлекает покупателя, а помещенная на ней информация помогает ему сделать оптимальный выбор. 

К упаковке натуральной косметики список требований еще шире. Во-первых, она должна быть биоразлагаемой или подлежащей вторичной переработке. Во-вторых, ее производство не должно быть слишком дорогим или расходующим невозобновляемые ресурсы. Хорошей практикой считается минимальное использование внешней упаковки — картонных коробок и упаковочных ящиков. 

Стекло — традиционный материал, часто применяемый для упаковки дорогой косметики. Его получают из простых природных компонентов — песка и воды, и оно хорошо поддается переработке. Его недостатки — немалый вес, сравнительно высокая стоимость производства и риск пораниться, если стеклянная баночка разобьется. 

Алюминий — еще один классический вариант косметической упаковки. Алюминиевые тюбики недешевы, но удобны в использовании и могут быть переработаны. Алюминиевая фольга используется в композитных упаковочных материалах как надежный изолирующий слой. 

Пластиковая упаковка сильно варьируется по цене, качеству, стойкости, возможности вторичной переработки. Для упаковки натуральной косметики используются биоразлагаемые пластики последних поколений, которые не загрязняют окружающую среду. Все международные стандарты натуральной сертификации также запрещают использовать пластик, при разложении которого образуются опасные вещества — например, широко распространенный поливинилхлорид (ПВХ). 

Бумага, картон, целлюлоза, растительные волокна — это менее прочные, но очень перспективные виды упаковки. Они дешевы, отлично компостируются, их с удовольствием используют молодые динамичные компании для создания креативных дизайнерских упаковок. Часто используются композитные сочетания, например, картона и биопластика. 

В 2016 году немецкая компания Bioturm, выпускающая натуральную косметику на базе биокомплекса из молочной сыворотки, приняла решение о редизайне упаковки. Средства Bioturm по-прежнему поступают на полки магазинов во флаконах из биопластика и коробках из вторичного картона. Однако текст на упаковке стал более читаемым, а общее визуальное решение — более современным и динамичным. Компания считает, что редизайн повысил узнаваемость бренда и укрепил его позиции на рынке натуральной косметики. 

МАРКЕТИНГ ТОЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАТУРАЛЬНЫМ

Для продвижения на рынке такой особенной продукции, как натуральная косметика, неприемлемы многие стандартные маркетинговые приемы, подразумевающие манипуляции мнением потребителя. «Зеленые» маркетинговые стратегии можно назвать неагрессивными, экологичными и этичными. 

Например, сознательный европейский экопотребитель всегда лояльно воспринимает проекты помощи жителям развивающихся стран. И многие европейские компании поддерживают образовательные и другие гуманитарные программы в тех странах, откуда они получают растительное сырье, сотрудничают с местными женскими кооперативами, следят за тем, чтобы при сборе растений не использовался детский труд. Такая социальная активность дает натуральным косметическим брендам, которые ее осуществляют, ряд маркетинговых преимуществ, а также способствует поддержанию здорового социального климата внутри самих компаний. Положительные маркетинговые эффекты дает и соединение косметической отрасли с экотуризмом. 

Компания Speick – производитель натуральной косметики на основе альпийской валерианы (шпайка) – предлагает всем потребителям отправиться в экологический тур по альпийскому региону Нокберг, где шпайк является эндемичным видом. В ходе удивительного путешествия можно узнать о крестьянских традициях сбора и использования шпайка, а также поучаствовать в проектах сохранения этого редкого растения. 


По материалам книги «Натуральная косметика от А до Я»

Советуем прочитать: